Paddington-3

Рецензия: «Приключения Паддингтона» с Николь Кидман

Paddington-2510823_w640_h1200Рождественская история с компьютерным медвежонком, настоящими звездами и отсылками к юмору Бастера Китона.
Этот материал был опубликован в январском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

В жизни почти каждого человека бывает момент, когда он чувствует себя чужим. Но что если ты не человек вовсе, а медведь? Вежливый, с идеальным английским, в лихой красной шляпе, с запасом мармелада в желтом чемоданчике и сандвичем на крайний случай. Не совсем обычный, но все же самый настоящий медведь, оказавшийся в самом центре лондонского улья — на вокзале Паддингтон. И даже твое имя (вполне, между прочим, красивое для Дремучего Перу, откуда ты прибыл) толком не выговорить ни одному добропорядочному джентльмену.

Серия детских рассказов Майкла Бонда о медвежонке Паддингтоне, прибывшем в британскую столицу, знакома каждому английскому ребенку и почти всем, кто изучал английский язык, — за простоту и незлобивость их любят задавать как домашнее чтение. В конце 1950-х, когда Британская империя трещала по швам, в метрополию прибывали бесчисленные корабли и самолеты с переселенцами из бывших колоний, эти рассказы имели особенное значение.

Хотя бы потому, что наглядно показывали британским детям (взрослых не перевоспитать): маленький, коричневый, странный, из джунглей — это еще не приговор. Есть в жизни ценности посерьезнее прописки: потерявший родной дом Паддингтон стал феноменом, идеальным примером ассимиляции для будущих поколений, квинтэссенцией «британскости».

Новые «Приключения Паддингтона» в полной мере соответствуют духу первоисточника. Это простая рождественская история, разыгранная отличными британскими актерами и компьютерным медвежонком с невероятной отдачей. Она рассказывает о том, что доброта — не миф, внимание к постороннему — насущная необходимость, а приличия не сводятся к знаниям о том, как должны вести себя другие. Элементарно, Ватсон. Однако эта полезная информация сама по себе ничего бы не значила, если бы не была замешана на беспримесной нежности, — равно как и сандвич Паддингтона ничто без апельсинового мармелада.

Нежность не терпит фальши. И в этом месте хочется рассыпаться в комплиментах перед британской актерской школой. Хью Бонневилль играет в фильме скучного отца семейства Браун, Салли Хокинс — некогда взбалмошную, но теперь тихую и чувствительную маму, Питер Капальди — их одинокого соседа. И каждая роль — по-настоящему блистательный пример актерского мастерства.

Мало кто способен на таком уровне играть обыденность, привнести в комические клише столько ощутимо реальной жизни. Ведь при всех смягчающих аберрациях жанра Паддингтон попадает в тот самый Лондон, который существует сегодня. Это город, за которым круглосуточно следят тысячи камер наблюдения, где люди в общественных местах отводят друг от друга глаза (что называется, хорошие манеры), где никто не удивится даже медведю на улице.
Paddington-2417041_w640_h1200
Когда Паддингтон уходит из дома, полисмен здраво заявляет подавленной миссис Браун, что найти потерю вряд ли удастся: «Медведь в синем дафлкоте и красной шляпе — не бог весть какая примета».

Полноправный автор этого фильма Пол Кинг (известный по отвязному телешоу Mighty Boosh) оркеструет историю медведя-чужестранца в духе обыкновенного чуда. Как кино «Приключения Паддингтона» эффектны и нетривиальны. Это фильм, переполненный моментами настоящего кинематографического волшебства. Он апеллирует к «Семейке Тененбаум» Уэса Андерсона, пластическому юмору Бастера Китона (медвежья грация оказывается в данном случае не такой уж медвежьей) и работам Ричарда Кертиса.

Он воскрешает детский восторг от игрушечной железной дороги и ностальгические идеалы жителей Британии конца прошлого тысячелетия, которые не может отравить ни викторианская бюрократия географического общества, ни холодное безразличие зоолога-таксидермиста в исполнении Николь Кидман, ни извечный островной рационализм.

На крайний случай в чемоданчике Паддингтона всегда есть запас мармелада, а под шляпой — настоящий британский сандвич.